МБДОУ №287 - Плоскостопие
Горизонтальная навигационная панель | Материалы сайта RUSELLER.COM
Среда, 09.07.2025, 05:58

МБДОУ № 287

















.


Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Плоскостопие

Помните – здоровье начинается со стопы!

Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей: она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют вее­рообразное расхождение, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей дошкольного воз­раста на подошве сильно развита под­кожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагнос­тическим ошибкам. В соответствии с этим заключение о плоскостопии вы­носят начиная с пятилетнего возраста.

Повторим, что наиболее часто встре­чающаяся деформация стопы у до­школьников связана с нарушением ее рессорной функции, которая способст­вует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге и прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утом­ляемость, головную боль и боль в голе­ни и стопе. У них также нарушается по­ходка. Кроме того, в дальнейшем могут развиться застойные явления в сосудах нижних конечностей.

Форма стопы влияет также на состоя­ние осанки и позвоночника ребенка. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требова­ния к рессорной функции позвоночни­ка и может привести к его деформации, а также травматизации межпозвонко­вых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы - справа или слева - приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза.

Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвен­ной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно-сосудистой, ды­хательной и др.).

Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным. функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике де­формаций стопы начиная уже с ранне­го возраста.

Какие же факторы, в том числе свя­занные с условиями пребывания ребен­ка в детском саду, влияют на свод стопы? Их делят на две группы: внутренние, оп­ределяемые физиологическими зако­номерностями роста и развития детско­го организма (сила мышц и эластич­ность связок, минеральная плотность костной ткани и др.), перенесенными заболеваниями (рахит), физическим развитием (избыток массы тела) и со­стоянием здоровья (частые простуды, хронические болезни) и внешние (не­рациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении си­дя, исключающие локальные физичес­кие нагрузки на стопы).

В этой статье речь пойдет о профи­лактической сменной обуви, способст­вующей предупреждению деформации стопы. Какой же должна быть обувь для дошкольника?

Первое. Обувь должна соответство­вать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7 мм, учи­тывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок. Если в обуви нет припуска, то при удли­нении пальцы принимают согнутое по­ложение, что может привести к их де­формации. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приво­дит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно сво­бодная обувь также оказывает отрица­тельное влияние — могут появиться по­тертости, мозоли.

Второе. Подошва должна быть гиб­кой. Недостаточная гибкость ограничи­вает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам го­лени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказыва­ет негативное влияние на осанку и по­звоночник ребенка. Чтобы проверить гибкость подошвы, следует, удерживая пяточную часть обуви, поднять носоч­ную. Гибкость считается достаточной, если угол составляет 25°.

Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утом­лению.

Слишком мягкая подошва (напри­мер, в чешках) также недопустима, так как способствует формированию плос­костопия при ходьбе по жесткому грун­ту, асфальту или полу.

Третье. Важным элементом обуви для дошкольников является каблук, вы­сота которого влияет на распределение нагрузки на различные отделы стопы, ее положение. При отсутствии каблука увеличивается нагрузка на свод. При не­большом каблуке свод, наоборот, раз­гружается за счет перераспределения нагрузки с увеличением ее на передний отдел. Слишком высокий каблук делает нагрузку на передний отдел стопы чрез­мерной - это приводит к снижению по­перечного свода и формированию по­перечного плоскостопия.

Итак, высота каблука не должна пре­вышать 5-10 мм. Такой каблук увели­чивает свод стопы, ее рессорность, за­щищает пятку от ушибов, смягчая удар о твердую поверхность при ходьбе, и, кроме того, повышает износоустойчи­вость обуви.

Четвертое. В профилактике дефор­мации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, ко­торый позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее от­клонение наружу. Деформация пяточной кости нарушает устойчивость голеностопного сустава, формирует болевой синдром, а впоследствии приводит к плоскостопию (плоско-вальгусные  стопы).

Пятое. Наряду с фиксированным задником обувь должна обеспечивать  прочную фиксацию в носочной части.

Открытый носок в летних туфлях, часто используемых в качестве сменной обу­ви, приводит к неустойчивому положе­нию стопы. Кроме того, возрастает уг­роза травматизации пальцев.

Шестое. Прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответст­вующими креплениями. Их отсутствие может привести к ослаблению мышц, снижению свода и деформации паль­цев.

Седьмое. Для обеспечения оптималь­ного температурно-влажностного ре­жима внутриобувного пространства необходимы такие конструктивные ре­шения (переплетение ремешков, до­полнительные «окошки» и др.), кото­рые позволяли бы осуществлять хоро­шую вентиляцию обуви. Перегрев сто­пы ведет к расслаблению мышц и, как следствие, снижению свода стопы с формированием в последующем плос­костопия.

Таким образом, профилактичес­кая сменная обувь для детей до­школьного возраста должна соот­ветствовать форме и размеру стопы (недопустимо носить обувь с заужен­ной носочной частью); иметь доста­точно гибкую (но немягкую), невысо­кую подошву, каблук высотой 5—10 мм, фиксированный задник для обеспече­ния прочной фиксации пяточной кос­ти, закрытую носочную часть и креп­ления для прочной фиксации стопы.

Конструкция обуви должна обеспе­чивать достаточный уровень воздухо­обмена.

Следует отметить, что решить про­блему профилактической сменной обуви в полной мере пока не удается. Основная причина связана с матери­альными затруднениями семей. Одна­ко родители понимают важность этой проблемы для формирования здоровья своих детей. Два года назад, когда на­чиналась совместная работа педаго­гов, родителей и медиков в рамках экс­периментальной площадки, количест­во детей, обувь которых соответство­вала всем гигиеническим требовани­ям, было не более 10%. В настоящее время, после проведения соответствующей разъяснительной работы и ре­шения организационных вопросов целенаправленного обеспечения до­школьников сменной обувью, таких детей стало значительно больше - от 50 до 80%. Чрезвычайно важна роль администрации ДОУ. В тех детских са­дах, где этому уделяется постоянное внимание, проблема обеспечения де­тей профилактической сменной обу­вью постепенно снимается и, как ре­зультат, отмечается положительная ди­намика в состоянии опорно-двига­тельного аппарата детей.

Контроль за сменной обувью осуще­ствляется воспитателями путем оценки соответствия обуви каждого ребенка ги­гиеническим требованиям и заполне­ния соответствующих карт мониторин­га в начале учебного года. В конце года на одном из заключительных родитель­ских собраний родителям напоминают о том, что, собирая ребенка в детский сад, особое внимание необходимо об­ратить на сменную обувь с точки зре­ния ее соответствия требованиям про­филактической обуви.

Нарушением гигиенических требо­ваний к обуви является использование летних туфель без фиксированного задника с открытой носочной частью, домашних тапочек с мягким задником без крепления (ремешка) для доста­точной фиксации стопы, а также ис­пользование старой, изношенной, по­рой не соответствующей размеру и форме стопы обуви, длительное пре­бывание в которой может принести непоправимый вред здоровью ребенка.

Ведь стопа каждого человека индиви­дуальна.

Говоря о сменной обуви дошкольни­ков, следует несколько слов сказать о сменной обуви воспитателей. Проблемной обувью считаются туфли на высоком каблуке. Почему? Во-пер­вых, в таком положении икроножные мышцы находятся в состоянии сокра­щения. Длительное использование ту­фель на высоком каблуке приводит к укорочению этих мышц. Попытка снять туфли сопровождается, как пра­вило, болью. Во-вторых, значительно возрастает нагрузка на передний от­дел стопы. Уплощается поперечный свод, формируется болевой синдром в основании второго и третьего паль­цев, а первый палец отклоняется нару­жу — в сторону от других пальцев. При этом со временем формируется опухо­левидное разрастание - так называе­мые косточки, которые способствуют дальнейшей деформации стопы, ее су­ставов.

Профилактика перечисленных де­формаций включает рациональное че­редование обуви на высоком и низком каблуке; ежедневные гигиенические ванночки для ног с использованием

эфирных масел сосны, пихты, эвкалип­та, лаванды и морской соли; расслабляющий массаж мышц голени и стопы босохождение по мягкой поверхности гимнастика для мышц голени и стоп с включением физических упражнений на их растяжение и повышение элас­тичности мышечно-сухожильного v связочного аппарата стопы.

Занимаясь проблемой профилактики деформаций стопы, часто приходится слышать об обязательном использовании стелек. Мы считаем, что они необхо­димы только при выра­женных деформациях сто­пы. Стельки должны был строго индивидуальны, те соответствовать рельеф} подошвенной части сто­пы. В остальных же случа­ях, а их большинство, до­статочно выполнять гиги­енические требования, на­правленные на укрепле­ние всего организма, про­филактику простудных заболеваний гиподинамии, обострений хроничес­ких болезней, а также правильно пи­таться, использовать рациональную обувь, укреплять мышцы и связки по­средством выполнения корригирую­щих физических упражнений.

Большое значение для предупрежде­ния деформации стопы имеют закали­вающие процедуры, а также использо­вание тренажеров для стоп, в том числе гидромассажных ванночек.

В заключение хотелось бы выразить надежду и уверенность в том, что про­блема здоровой стопы дошкольника займет достойное место в муници­пальных и региональных программах профилактики заболеваний, укрепле­ния и сохранения здоровья детей.